Skip to content

Эпигенетика: дирижер оркестра генов человеческой ДНК

PL

Эпигенетика:  дирижер оркестра генов  человеческой ДНК

Создание эффективных стратегий антиэйджинга неразрывно связано с рассмотрением проблем сохранения здоровья и качества жизни в целом. Что мешает человеку наслаждаться отменным здоровьем в любом возрасте? Где кроются глубинные причины заболеваний? На эти и подобные вопросы редакции ПЛ отвечает врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, специалист по антивозрастной терапии, директор сети МЦ «Адастра» Марина Саламатина.

ПЛ: Марина Валерьевна, как вы пришли к эпигенетической концепции возникновения болезней?

М. С.: Начиная изучать медицину, мы рассматривали этиологию и патогенез каждой отдельно взятой болезни. По прошествии энного количества лет медицинской практики меня стал интересовать вопрос, какие же есть общие закономерности в развитии болезней. Ответ на этот вопрос получался неоднозначным: нарушение регуляции нервной, гуморальной, иммунной систем, появление мутаций, дисфункции митохондрий. Дальнейшее изучение изменений в соотношении здоровья и болезней привело меня к более общему пониманию данной проблемы: возможно, основная причина развития патологических процессов лежит в реакции генов конкретного индивида на факторы внешней среды.

ПЛ: Давайте попробуем рассмотреть эту концепцию…

М. С.: XX век называют веком генетики. За этот период действительно было сделано немало важных открытий.

ПЛ: Но если рассматривать их с прикладной точки зрения, то выходит некий парадокс: ведь если гены неизменны, то как мы можем на них влиять?

М. С.: Ответ на этот вопрос дает эпигенетика. XXI век ― это век эпигенетики. Эпигенетика исследует изменение активности генов под влиянием чего-либо: питания, физической нагрузки, психоэмоционального состояния, качества воздуха, воды, солнца и других внешних факторов. Дело в том, что они способны влиять на активность гена, т. е. на выработку им определенных белков. Будет ген активен ― запустится синтез белков, а если ген будет молчать, то синтеза белков не ожидайте. Некоторые гены в нашем организме должны «молчать» всегда, некоторые включаются только в определенные периоды жизни, а другие должны быть активны.

Таким образом, общая схема сохранения здоровья выглядит так:

    • изучить состояние важнейших генов, установить, какие изменения (полиморфизмы) в них имеются;
    • составить правильный рацион питания. Возможно, нужно будет убрать неподходящие продукты, например, исключить молоко при лактазной недостаточности или злаковые ― при непереносимости глютена;
    • добавить дефицитные или полезные нутрицевтики ― в нужное время, в нужном количестве, отслеживая обратную реакцию организма.

В таком случае мы сможем воздействовать на активность генов и даже обойти генетические полиморфизмы.

ПЛ: Какие из генов самые важные?

М. С.: Давайте рассмотрим несколько важнейших генов, функционирование которых пронизывает буквально все стороны жизнедеятельности организма. Это гены, участвующие в метилировании: MTHFR, MTR и MTRR.

ПЛ: В чем особое значение метилирования?

М. С.: Метилирование ― один из мощнейших инструментов эпигенетики. Это уникальный и универсальный механизм, регулирующий активность генов. Можно сказать, включатель и выключатель их экспрессии.

С химической точки зрения это контролируемая передача метильной группы (СН3) от одного вещества другому: белкам, аминокислотам, ферментам и ДНК. Реакции метилирования происходят каждую минуту в каждой клетке триллионы раз.

Метильные группы должны присоединяться только к определенным зонам генома, которые должны быть активны и экспрессировать определенные белки. Если метильных групп мало, а негативных внешних факторов (пищевая непереносимость, вирусная активность, стресс) слишком много, то на все участки регуляторов (метильных групп) хватать не будет.

ПЛ: Метилирование настолько важно?

М. С.: Более 200 функций организма зависят от метилирования. Поэтому при его нарушениях появляются самые разнообразные жалобы ― от перепадов настроения до онкологии. Эти нарушения можно классифицировать по группам.

Во-первых, это нарушение баланса нейромедиаторов. Дефицит серотонина, мелатонина и дофамина. Для таких людей характерны вспыльчивость, взрывной темперамент. Говорят, что им легче жать на «газ», чем на «тормоз». Страдает психоэмоциональное состояние, нарушен сон. Настроение колеблется между раздражительностью и депрессией.

Несостоятельное метилирование может приводить к нарушению превращения возбуждающего нейротрансмиттера ― глутамата и формированию феномена «глутаматной эксайтотоксичности». Глутамат выпадает в огромных количествах, а это сильнейший раздражитель для нейронов. Активации глутаматных рецепторов (их выраженным агонистом являются производные гомоцистеина) отводится ведущая роль в инициации нейродегенеративных процессов при болезни Альцгеймера.

У детей избыток глютамата может проявляться как синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Во-вторых, нарушения иммунитета ― распознавания инфекций, подавления экспрессии чужеродных генов. При этом часто формируется хроническая вирусная и паразитарная активность, нарушается созревание иммунных клеток (Т-клеток и NK-клеток).

В-третьих, ухудшение процессов детоксикации ― обезвреживания химических веществ и токсинов, поступающих извне и образующихся внутри организма. Клинически характерны кожные проявления ― дерматиты, экземы.

В-четвертых, метилирование участвует в синтезе и метаболизме гормонов, в частности эстрогенов. О негативном комплексном воздействии на организм нарушений данных процессов и говорить не приходится!

В-пятых, митохондриальная дисфункция. Это активная потеря энергии, синдром хронической усталости, поскольку нет адекватного производства энергии (CoQ10, карнитин и АТФ).

В-шестых, нарушение синтеза ДНК и РНК, а это важно для репаративных процессов, обеспечивающих физиологическое деление и нормальный рост всех клеток в организме.

В-седьмых, нарушения миелинизации ― производства защитного покрытия аксонов нервной ткани.

Результатом дефектов метилирования становятся такие патологические состояния, как рак, атеросклероз, нейродегенеративные, аутоиммунные и аллергические заболевания. Участие процессов метилирования в продукции амилоида ― специфического белка, присутствующего в пораженных нейронах при болезни Альцгеймера, в настоящее время не вызывает сомнений. Отмечается отрицательная корреляция между возрастом и уровнем метилирования ― так называемое «физиологическое гипометилирование», что характерно и для болезни Альцгеймера. В случае недостаточности важнейших факторов метилирования ― фолата, кобаламина двукратно возрастает риск возникновения болезни Альцгеймера.

ПЛ: Почему так важен цикл метилирования?

М. С.: Все вышеперечисленные процессы помогают организму реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, адаптироваться и восстанавливаться. Вот почему снижение функции метилирования способствует возникновению таких заболеваний, как сердечно-сосудистые, рак, сахарный диабет, неврологические расстройства у взрослых, болезнь Альцгеймера, бесплодие, невынашивание беременности.

Из-за наличия полиморфизмов MTHFR, MTR и MTRR в гомо- или гетерозиготном состоянии ― снижается активность путей метилирования. В результате ощущается нехватка метильных групп для выполнения ряда важных функций.

Нарисуем портрет: как же выглядит типичный ГИПОметилят в большинстве случаев?

Для него характерны медленный метаболизм (часто избыточный вес), снижение мотивации и отсутствие стремления к достижениям, склонность к затяжным хроническим заболеваниям, недосыпание, порой слишком безразличные или заторможенные реакции на происходящие события, позиция «меня все устраивает».

Хронические болезни не возникают на ровном месте. Им предшествует длительный процесс накопления малозаметных биохимических изменений, неощутимых для человека. Этот процесс напоминает снежный ком. Но только когда этот «ком» достигнет больших размеров, начинаются значимые клинические проявления.

ПЛ: Как мы можем диагностировать нарушения метилирования?

М. С.: Определить полиморфизм MTHFR, MTR и MTRR, чтоб узнать, какие именно метаболические пути нарушены.

Определить гомоцистеин ― токсичный белок, образующийся в результате процесса метилирования.

ПЛ: Откуда он берется?

М. С.: Аминокислота метионин при взаимодействии с АТФ образует адеметионин – универсальный донор метильных групп в организме (аналог ― небезызвестное лекарство гептрал). Адеметионин, отдавая на какой-либо субстрат метильную группу, превращается в конечном итоге в гомоцистеин. В норме он должен быть утилизирован, для чего нужна эффективная работа генов MTHFR, MTR и MTRR. А это возможно при наличии определенных витаминов и микроэлементов. Иначе гомоцистеин накапливается.

ПЛ: Что в этом плохого?

М. С.: Он вызывает эндотелиальную дисфункцию и тромбообразование. Высокий уровень гомоцистеина повышает риск возникновения болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона. Даже небольшое повышение уровня гомоцистеина в пределах нормы (> 11 мкмоль/л) связано со значительным увеличением риска развития деменции у пожилых людей. Кроме того, было обнаружено, что снижение уровня гомоцистеина заметно замедляет атрофию мозга и снижение когнитивных функций.

С высоким уровнем гомоцистеина связан и ряд других хронических состояний организма ― рак, эректильная дисфункция, осложнения беременности, диабет, остеопороз, повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний и риск смерти.

ПЛ: Каково практическое значение современных знаний о метилировании?

М. С.: Определив полиморфизмы в вышеозначенных генах, можно подобрать индивидуальный способ коррекции нарушенных «звеньев» в цепи метилирования с помощью натуральных веществ. Ведь человек «вышел» из природы, и там находится все необходимое для поддержания его жизнедеятельности. Также возможно подобрать тип питания, оптимальный для конкретного генотипа.

Основные участники в цикле метилирования: SAM ― S-адеметионин, метионин, метилкобаламин (активный В12), 5-MTHF-метилтетрагидрофолат (активный В9) или P-5-P – пиридоксаль-5-фосфат (активный В6), рибофлавин (В2), ионы магния.

На сегодняшний день исследование метилирования и возможность коррекции обнаруженных изменений доступны в Украине. Как говорится ― бери и делай!

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение