Skip to content

Самым умным быть мало

PL

РЕШИЛ БОГ ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ, ДУМАЛ, ДУМАЛ КАК ЭТО СДЕЛАТЬ И СЕЛ НА ПРИЕМ ВРАЧОМ ТЕРАПЕВТОМ. ПЕРВЫЙ ПАЦИЕНТ ЗАЕХАЛ НА ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ И СКАЗАЛ: «Я 10 ЛЕТ НЕ ХОЖУ». «ВСТАНЬ И ИДИ!» ñ СКАЗАЛ БОГ. ПАЦИЕНТ ВСТАЛ И ПОШЕЛ. КОГДА ПАЦИЕНТ ВЫХОДИЛ ИЗ КАБИНЕТА, ЛЮДИ ИЗ ОЧЕРЕДИ СПРАШИВАЛИ У НЕГО: «НУ КАК?». ПАЦИЕНТ ОТВЕТИЛ: «КАК ВСЕ – ПЛОХО. НИЧЕГО НЕ СПРОСИЛ, НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ…». (Фольклор)

В школе я не был самым лучшим учеником. Учился я неравномерно, пропускал уроки. И это влияло на мои оценки в табеле. Однажды мой классный руководитель сказала мне: «У тебя есть возможность получить серебряную медаль в конце года». Дело было в начале учебного года, в выпускном классе. Я подумал, взвесил свои шансы и понял, что заполнить пробелы в знаниях я уже не успею. И решил пойти другим путем – строить отношения с учителями.

Приняв это решение, я стал подходить к преподавателям после уроков и просить консультацию, которая занимала 2-3 минуты.

На фоне общего оппозиционного отношения класса к учительскому составу школы я показался белой вороной и вызвал негативное отношение соучеников, но «учительская» зашумела обо мне в перерывах, вызвав общее положительное мнение всех учителей. Но я не упускал из виду и второй фронт работ и честно целый год грыз гранит знаний. Результат не заставил себя долго ждать. Все четверти – круглое отлично. На экзамене я не знал все ответы, но учителя передавали мне шпаргалки, давали после экзамена экзаменационный лист на дом и т.д. Так я окончил школу на все отлично, и моя фотография украшает доску почетных выпускников.

Причина данного успеха в том, что я использовал эмоциональный интеллект и эмпатию в достижении поставленных целей.

Когда я уже стал врачом, на работе мне пришлось столкнуться с похожей ситуацией.

Заведующий отделением, в котором мне посчастливилось работать в первые годы после окончания интернатуры, был очень грамотным и мудрым врачом. Обладая глубокими фундаментальными знаниями в области медицины, он ежедневно пополнял свой багаж знаний и ставил диагноз на основании полного сбора данных и тщательного анализа всей клинико-лабораторной картины заболевания. Им восхищались коллеги и проверяющие. Он говорил: «Не слушай больного, а то он будет тебе рассказывать о своих проблемах до конца дня, а у тебя есть работа. Сам задавай ему наводящие вопросы». Он требовал максимально исключить эмоции пациента при принятии решения. Он создавал понятие о больном, как о биомашине, а не как о социальной личности, наполненной эмоциями. Это позволяло очень точно ставить диагноз и не палить с пушки по воробьям при проведении терапии. Но был один «побочный эффект» у его методики – пациенты его не любили и денег ему не платили.

Но была у заведующего отделением кума, работала она в нашем же отделении. Доктором она была посредственным, но при этом всегда внимательно выслушивала пациента, вникала в его проблемы, узнавала о всех его бедах и болезнях. А когда дело доходило до постановки диагноза, вела к заведующему отделением. По дружбе. Получалось, как в сказке: «Битый не битого везет». Заведующий отделением считал, что у него плохие неблагодарные больные. А его кума получала дивиденды, подкармливала бутербродами зав. отделением и жила припеваючи.

Заведующий отделением обладал высоким интеллектом, а его кума – высоким эмоциональным интеллектом.
Сейчас зарабатывают деньги врачи, обладающие навыком «эмпатического слушания». Но без врачей рациональных им долго не прожить – диагноз же все равно нужно ставить больному.

Как стать же стать успешным врачом – приятным пациенту и эффективным одновременно?

В этом поможет эмоциональный интеллект – такое сочетание интеллекта и эмоций, при котором, оставаясь грамотным специалистом, врач способен разбираться в своих и чужих чувствах, считаться с окружающими и строить с ними отношения на основе доверия и сопереживания. Это позволяет врачу расположить к себе пациента. Не зря говорят в медицинском ВУЗе: «Если после 5 минут разговора с доктором больному не стало лучше – врач не справился со своей задачей».

10 советов по применению эмоционального интеллекта:

  • Слушайте пациента, не перебивайте его, стимулируйте его к рассказу (пусть даже он отклоняется от основной темы). В нашем жестком мире человеку порой трудно найти собеседника, который его будет слушать. Это качество врача он оценит сразу. А поставленный диагноз и прописанные лекарства для него на данном этапе – пустой звук.
  • Сопереживайте пациенту, попробуйте ощутить то, что ощущает пациент, и Вы поймете всю безысходность депрессии, в которую его вогнала болезнь. А пациент почувствует в вас родственную душу.
  • Не подшучивайте над пациентом. Согласно статистике, чувство юмора отсутствует почти у 30% людей. А специфика вашего медицинского юмора и вовсе понятна только здоровому врачу.
  • Не бросайте пациента «на полпути». Проявите личное участие в решении его проблем, сопровождайте пациента на всех этапах, пусть даже не лично. Звоните пациенту, интересуйтесь его здоровьем, сообщайте ему полученные вами результаты тестов. Пациент должен ощущать Ваше незримое присутствие.
  • Объясните пациенту все о его болезни, скажите, что Вы вместе с ним победите его недуг и во всем поможете, расскажите о процессах, происходящих в организме больного, расскажите, какие исследования и консультации Вам необходимы и зачем, объясните, какие методы лечения и почему Вы рекомендуете пациенту, подробно объясните, как принимать лечение, когда он себя почувствует лучше и в чем это будет выражаться.
  • Будьте доступны 24 часа в сутки и сообщите об этом пациенту, дайте ему визитку с указанием рабочего и личного номера телефона.
  • Упростите, по возможности, жизнь пациенту: не нагружайте его жизнь бюрократическими жерновами советской медицины, и он Вам будет благодарен.
  • Не забывайте о рациональной составляющей – будьте хорошим врачом. Учитесь, читайте литературу, стажируйтесь, советуйтесь.
  • Не бойтесь брать на себя ответственность, интересуйтесь результатами своего труда и лечения больного для того, чтобы не терялась связь между Вами и здоровьем пациента
  • Делая свою работу, думайте не о деньгах, а о пациенте. Тогда в ваших слрвах не будет фальши, и пациент вам заплатит.

Однажды на тренинге, когда я давал эти советы врачам, один из них задал мне вопрос: «А если в результате наших действий пациент не заплатил?».

Я ему ответил: «Эти правила должен соблюдать каждый врач, если он хочет иметь репутацию «хорошего специалиста». Выработав в себе навык сочетания эмоций и интеллекта, вы придете не только к профессиональному, но и к финансовому успеху.

Как измеряется успех врача?

Количеством заработанных денег? Числом спасенных пациентов? Или вкладом в развитие технологий будущего, которые помогут спасать жизни когда-то потом?

Сложно сказать. Но, как бы то ни было, миллионы жителей планеты склоняют свою голову перед заслугами людей, которые удостоились вручения Нобелевской премии, в том числе – в области медицины.
Напомним, что Нобелевскую премию по медицине в 2012 г. получили японский ученый Синъя Яманака (Университет Киото) и его британский коллега Джон Гердон (Кембриджский университет). Об этом сообщается в официальном заявлении Нобелевского комитета. Лауреаты поровну разделят между собой денежное вознаграждение.

Премия присуждена за «открытие, согласно которому взрослые клетки могут быть перепрограммированы в плюрипотентные». Речь идет о генетической трансформации обычных клеток в плюрипотентные стволовые клетки, способные становиться клетками любого типа. «Эти открытия привели к революционному изменению нашего понимания того, как развиваются клетки и организмы», – говорится в пресс-релизе Нобелевского комитета.

Гердон еще в 1962 г. сумел клонировал лягушку из ядра клетки кишечника головастика, показав, что специализированные эмбриональные клетки способны дать начало новому организму. Спустя более чем 40 лет – в 2006 г. – японский исследователь Яма-нака впервые в мире получил индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (1Р5-клетки), которые могут развиваться в клетки любого типа.
Благодаря открытиям Гердона и Яманаки, предоставляющим возможности для перепрограммирования человеческих клеток, ученые получили новые методы изучения болезней и разработки новых способов их диагностики и лечения.

В 2011 г. Нобелевскую премию по медицине получили иммунологи Брюс Бойтлер, Жюль Хоффман и Ральф Штайнман. В день объявления выяснилось, что Штайнман, отмеченный премией за открытие дендритных клеток и их роли в активации адаптивного иммунитета, скончался буквально за несколько дней до этого. Несмотря на правило, запрещающее вручать премию посмертно, Нобелевский комитет оставил свое решение в силе, объяснив это тем, что известие о смерти ученого поступило уже после объявления лауреатов.

С уважением, Виктор Шурт

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение