Skip to content

Революционные трансформации в здравоохранении: не поLEANитесь прочесть!

PL

Цифровая трансформация медицины

Революционные трансформации в здравоохранениине поLEANитесь прочесть!

Стремление повторить результаты клиник ThedaCare (США) в деле повышения качества медицинской помощи, вовлеченности персонала и снижения затрат за последние годы привлекли внимание нескольких сотен человек к этим учреждениям. При виде улучшений, подкрепленных научной базой, в глазах посетителей вспыхивает огонь. Затем гид доходит до той части, где акцентируется, что создание lean-организаций требует революционных перемен, а непрерывное совершенствование должно практиковаться ежедневно. И свет постепенно начинает тускнеть, ведь всем бы хотелось заполучить чудесную пилюлю от всех бед. Однако в ThedaCare убеждены, что объединенные идеей команды по улучшению значительно превосходят по действенности любые таблетки.

«Дешевое здравоохранение ― это здорово, но цель ― медицина, которая ставит пациента на первое место. Обеспечение превосходного, безотходного здравоохранения ― это больше, чем командная работа, и, конечно, лучшая коммуникация. Речь идет о быстрой доставке только того, что имеет ценность, путем устранения многих расточительных действий, окружающих пациентов в ходе их диагностики и лечения». Джон Туссен, Роджер Джерард

После выхода в свет издания «On the Mend: Revolutionizing Healthcare to Save Lives and Transform the Industry» под авторством бывшего генерального директора ThedaCare Джона Туссена и главного специалиста по обучению Роджера Джерарда необходимость в путешествии на другой конец света за знаниями утратила актуальность. Далее для русскоязычных читателей приводятся ключевые посылы, которыми пожелали поделиться американские популяризаторы lean в сфере здравоохранения на страницах книги.

СУЩНОСТЬ LEAN-СТРАТЕГИИ

Сердце работников ThedaCare сокращается в ритме lean healthcare (бережливое здравоохранение) и трех организационных принципов: сосредоточение на пациентах, ценностях и времени. В основе же всего лежат нацеленность на перманентное улучшение и уважение к людям.

Цель каждого lean-специалиста ― поиск и предоставление того, что является истинной ценностью для клиента, с параллельным устранением ненужных действий и ресурсов. В упрощенном виде все, что не имеет ценности (value), является потерей (waste). Влияние внешних факторов на функционирование здравоохранения (финансовая и страховая системы, нормативная документация) бесспорно, однако, как представляется, дебаты следует начинать с глубокого понимания того, как на самом деле обеспечивается ценность в системе.

Lean-мыслители, в какой бы отрасли они ни трудились, закладывают дополнительное время на обдумывание целостности процессов с целью максимизации ценности и сокращения потерь, сводя их лишь к неизбежным (время ожидания, отводимое на выполнение лабораторного анализа). Общепризнано, что это приносит большие дивиденды в плане экономии времени и уменьшения количества ошибок в дальнейшем. Приблизительный алгоритм действий следующий:

    • Распознайте потери во всех их проявлениях и устраните; создайте цельный поток для ускорения предоставления услуг от начала до конца и способствуйте их непрерывному улучшению.
    • Убедитесь, что каждая манипуляция и намерение сконцентрированы на потребностях клиента.
    • Сосредоточьтесь на пациентах (не на больнице или персонале) и разработайте уход за ними.
    • Минимизируйте время до предоставления лечения и в процессе его прохождения.
    • Постоянно проводимые измерения и метрики всегда должны быть ориентированы на безопасность, качество, людей и стоимость.

ПОТЕРИ ОБХОДЯТСЯ ДОРОГО

Представьте себе, может ли каждая больница и врачебная практика окупить потраченные деньги на отказ от устаревших лекарств, урегулирование судебных исков за ошибки или проведение ненужных диагностических тестов. Судьбы были бы полностью изменены в одночасье. Возможно, за словом «здравоохранение» не всегда следует «кризис».

Время в медицине столь важно, что вы можете быть удивлены, узнав, что оно не составляет первый принцип бережливого здравоохранения. Тем не менее существует разница между хаотичной активностью, посвященной реализации задач, которые не создают ценности, и трудом, ориентированным на пациентов, заставляющим медицинских работников совершать наиболее значимые действия.

Выполняя эту работу, ThedaCare сделали жизнь своих пациентов лучше. В 2002 году уровень смертности от коронарного шунтирования составлял почти 4% (около 12 смертей в год). В результате ряда проектов по улучшению, проведенных в отделении кардиохирургии в течение семи лет, в ходе которых устранению подлежало до 40% потерянного времени и усилий при каждом прохождении, смертность снизилась почти до нуля. Кроме того, среднее время пребывания пациента в больнице сократилось с 6,3 дня до 4,9, а стоимость коронарного шунтирования упала на 22%. Подобная командная работа позволила учреждению сэкономить более 27 миллионов долларов. В итоге ThedaCare стала самым дешевым поставщиком медицинских услуг в Висконсине. С какой же разновидностью потерь боролись медики?

ВОСЕМЬ ВИДОВ ПОТЕРЬ БЕРЕЖЛИВОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    1. Дефект: ошибки, их исправление, проверка уже выполненной работы на их наличие.
    2. Ожидание: доставки результатов тестов, приема, больничной койки, документов после выписки.
    3. Движение: поиск предметов снабжения, получение лекарств из другой комнаты, поиск нужных форм.
    4. Транспортировка: проведение пациентов через километры коридоров, от одного теста к другому без необходимости, передвижение пациентов в новые палаты или отделения, перенос контейнеров с инструментами между кабинетами.
    5. Перепроизводство: чрезмерное диагностическое тестирование, ненужное лечение.
    6. Лишние технологические операции: пациенту задают один и тот же вопрос по нескольку раз, ненужные формы; медсестры заполняют в карте все графы вместо того, чтобы отмечать исключения.
    7. Запасы (слишком много или слишком мало): запасы лекарств с истекающими сроками годности на полке; недостаточные запасы хирургических принадлежностей, заставляющие откладывать процедуры, пока персонал отправляется на поиски требуемых предметов.
    8. Талант: неспособность выслушать идеи сотрудников по улучшению, неспособность обучить персонал азам неотложной помощи и новым методам диагностики.

ИСПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ

Спустя семь лет после внедрения lean ThedaCare пришли к выводу, что люди крайне редко являются причиной плохого результата. Ошибки обычно возникают как итог неудачных процессов. Однако при условии, что люди не сообщают об ошибках, как можно исправить плохие процессы? В среде lean совершенные погрешности должны быть доступными для рассмотрения, что гарантирует выполнение анализа первопричин и исправление процессов.

Сравнение своих достижений с таковыми прочих институций ― не лучший стимул. Такие меры просто не вдохновляют людей на совершенство. Вместо этого лидеры ThedaCare остановились на метрике качества, заключающейся в ежегодном устранении 50% от выявленных у себя же дефектов. Таким образом, на пути к исключительности ThedaCare из года в год стремится сократить вдвое количество недостатков по сравнению с прошлым годом. И все же лидеры столь выдающегося лечебного учреждения продолжают переосмысливать показатели, подвергая сомнению веру в то, что текущие ориентиры останутся неизменными навсегда.

КАК РАБОТАЮТ ШЕСТЬ СИГМ В СТРУКТУРЕ LEAN?

Шесть сигм (Six Sigma) ― ряд действий, направленных на повышение качества выпускаемой продукции или производимых услуг, что в результате повышает лояльность клиентов. В данном случае Sigma ― это среднеквадратическое отклонение, которое показывает величину отклонений для результатов процесса при разных исходных данных. Наивысшее качество произведенной продукции гарантируют наименьшие уровни разброса значений по определенной характеристике. Оптимальным значением являются именно 6 сигм, поскольку количество дефектных образцов на один миллион изготовленных не превысит 3─4. Таким образом, в 99,9% случаев продукция будет качественной.

Согласно устоявшимся международным подходам, реализация метода «Шесть сигм» предполагает пять шагов:

    1. Определение:

сформулировать проблему, указать группу пациентов, определить цели и наметить целевой процесс.

    1. Измерение:

определить параметры для количественной оценки и наилучший способ их измерения, собрать необходимые базовые данные и фиксировать их после внесения изменений.

    1. Анализ:

выявить разрывы между фактической эффективностью и целями, определить их причины, установить, как входные данные процесса влияют на результаты, и оценить возможности улучшения.

    1. Улучшение:

разработать потенциальные решения, выделить решения, которые проще всего реализовать, тестировать гипотетические решения и внедрить необходимые улучшения.

    1. Контроль: освещать подробный план мониторинга решения, наблюдать за реализованными улучшениями для поддержания успеха, регулярно обновлять и поддерживать программу обучения.

КАКОВО ЗНАЧЕНИЕ LEAN И SIX SIGMA ДЛЯ УКРАИНСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?

Вплетенный в структуру множества медицинских учреждений частной и государственной форм собственности множества стран мира, концепт доступен для воплощения при условии нехватки финансовых, человеческих и прочих ресурсов. Все его постулаты изложены в открытых источниках информации и представляются готовым руководством к действиям, которые могут развертываться на объектах любого размера: от частного кабинета до многокомпонентных сложных институций, коей является система здравоохранения.

 ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТ АВТОРА СТАТЬИ

Lean принято использовать для анализа систем здравоохранения с целью устранения отходов и перенаправления ресурсов на более эффективное, улучшенное и стабильное качество медицинской помощи. Наилучшие результаты стратегия демонстрирует, будучи внедренной в системы здравоохранения, которые характеризуются неэффективностью, расточительностью и непоследовательностью в плоскости качества оказываемой медицинской помощи.

Воспроизводимость и уменьшение различий в услугах здравоохранения помогают обеспечить неизменно высокое качество обслуживания пациентов, а сокращение отходов позволяет использовать ресурсы там, где они наиболее эффективны. Lean предполагает сопоставление процессов со связанными заинтересованными сторонами для выявления неэффективности, влияющей на качество медицинской помощи, что позволяет планировать действия для улучшения.

Автор — Екатерина Островская, президент Украинского Общества Гендерной и АнтиЭйджинг Медицины, член Международного Общества Гендерной Медицины

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение