Skip to content

Размер имеет значение, или чем отличается большой бизнес от малого

PL

 

Размер имеет значение, или чем отличается большой бизнес от малого

Ошибки, сделанные на этапе формирования бизнеса, не исправить хорошим маркетингом.

Виктор Труш, бизнес-консультант по вопросам маркетинга

Ко мне часто обращаются клиенты, которые, руководя своим предприятием, смешивают принципы управления малым и большим бизнесом. Результат чаще всего плачевный ― несмотря на все усилия собственника, бизнес «идет ко дну». В чем состоят ключевые отличия малого и большого бизнеса? Предлагаю вам разобраться в данном вопросе, чтобы на практике применять релевантные модели управления вашим бизнесом.

  1. СОБСТВЕННИКИ

Собственник, начинающий малый бизнес, ― это человек, который может в своем бизнесе все делать самостоятельно. Его бизнес будет существовать даже после того, когда все его сотрудники уволятся. Ибо он и есть бизнес. В нем сочетаются сотрудник и управленец. Собственник большого бизнеса ― это человек, который может подбирать людей и формировать из них системные команды.

  1. СИСТЕМНЫЙ И АНАЛОГОВЫЙ ПОДХОД

Большой бизнес ориентирован на формирование системы, а малый бизнес ― на качества и способности людей. Малый бизнес более гибок, большой бизнес более системен.

  1. ЛИНЕЙНОСТЬ ПЕРСОНАЛА

В большом бизнесе очень важна система, под которую набирается линейный персонал, который можно подготовить в государственных и частных учебных учреждениях. В малом бизнесе линейный персонал часто отсутствует, каждый человек выполняет несколько ролей, и каждого такого сотрудника готовит само малое предприятие. Набор умений у такого сотрудника очень вариабельный, что не позволяет ему найти аналогичную должность на другом предприятии, но дает ему возможность самому создать свой малый бизнес.

  1. ПРОДАЖА (СИСТЕМА И ЛЮДИ)

Малые медицинские предприятия продают людей (личные бренды). Большие предприятия смещают уникальность на уровень системы. Известный врач, открывая свой кабинет и оказывая услуги клиентам, не может передать свой авторитет в полной мере своим коллегам и последователям ― это малый бизнес. Клиника, проводящая конвейерные операции и в результате снижающая их стоимость в несколько раз, ― это большой бизнес.

  1. ПРИНЦИП МЕНЕДЖМЕНТА

Управление на малом предприятии построено по принципу: «Я делаю бизнес, а все мои сотрудники помогают мне его делать», то есть в малом бизнесе собственник или ключевой сотрудник является сердцевиной бизнеса, без него бизнес не работает. Управление большими предприятиями построено по принципу: «Система формирует продукт». Выключение людей из системы позволяет быстро их заменить, не испортив качество продукта.

  1. ПРИВЯЗКА СОБСТВЕННИКА К БИЗНЕСУ

В малом бизнесе собственник привязан к бизнесу, так как он и есть бизнес. Если он уехал в отпуск, то предприятие тут же останавливается и не производит продукт. В большом бизнесе есть принцип заменимости. Любого сотрудника на некоторое время может заменить другой сотрудник, даже если этот сотрудник ― генеральный директор предприятия.

  1. СОТРУДНИКИ

Сотрудники малого предприятия ― это очень сильные и подготовленные люди, способные решать множество разнообразных задач одновременно. Они готовы к работе в кризисных условиях. Могут длительное время быть эффективными без поддержки со стороны руководства и коллег. Могут сами решать множество возникших проблем и редко сдаются. Это очень самоорганизованные сотрудники. Сотрудники больших предприятий ― это винтики системы, готовые выполнять определенный набор действий, не готовые к кризисным ситуациям, прекращающие работу в случае возникновения проблем или изменений условий окружающей среды. Часто эффективность сотрудника малого предприятия превышает эффективность сотрудника большого предприятия в несколько раз, как и стоимость.

  1. ПРИБЫЛЬ

Прибыль малого предприятия в разы выше прибыли большого предприятия. Это связано с тем, что для получения продукта на большом предприятии необходимо намного больше сотрудников, мощностей и ресурсов, чем на малом предприятии.

  1. СЛОЖНОСТЬ ИДЕИ, ЛЕЖАЩЕЙ В ОСНОВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Часто большие предприятия эксплуатируют одну или несколько идей и не оказывают помощи вне пределов своих возможностей, то есть ориентированы на продукт. Готовы найти клиентов, подходящих их продукту. Малые предприятия более клиентоориентированны и готовы помочь своему клиенту в удовлетворении любых его потребностей. Малые предприятия более сервисны, чем большие.

  1. БРЕНД

Как правило, малые предприятия строят личный бренд своих сотрудников и руководителей. Большие предприятия строят бренд своего предприятия. Если возникает потеря репутации на большом предприятии, то можно уволить сотрудника, ответственного за ошибку, если же ошибку совершил человек-бренд, то такую ошибку можно исправить только публичным извинением данного человека, и потеря репутации происходит безвозвратно.

  1. ИННОВАЦИИ И СЕРВИС

Все предприятия на рынке отличаются друг от друга инновациями и сервисом. Большому бизнесу легче быть инновационным предприятием, а малому бизнесу легче быть сервисной организацией.

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ТИРАЖИРОВАНИЯ

Несистемность, в большей степени характерная для малого бизнеса, не позволяет ему быть тиражированным. Бизнес-процессы большого бизнеса обычно можно легко прописать и повторить, поэтому большой бизнес легче тиражировать, чем небольшой.

  1. СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ

Большой бизнес чаще использует старые модели (линейные, матричные и др.), малый бизнес чаще строит виртуальные модели предприятий. Структура в малом бизнесе более горизонтальна, чем в большом. В малом бизнесе часто одному руководителю подчиняются все или большинство сотрудников предприятия. В большом бизнесе есть несколько уровней руководителей.

  1. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ

В краткосрочной и среднесрочной перспективе более выживаемы предприятия, построенные по принципу малого бизнеса. В долгосрочной перспективе лучше выживают большие и системные предприятия.

  1. ПЕРВИЧНЫЙ КАПИТАЛ

Малое предприятие может стать рентабельным с первого месяца своего существования. Значительные средства для начала работы такому предприятию не нужны. Большой бизнес требует вложения средств и времени, поэтому для открытия большого бизнеса необходимы ресурсы. Такие предприятия часто ищут инвесторов.

  1. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В малом бизнесе это клиенты ― физические лица. В большом бизнесе это могут быть корпоративные клиенты, страховые компании, инвесторы.

  1. КОМАНДА И КОЛЛЕКТИВ

Команды на малых предприятиях и в большом бизнесе отличаются. В малом бизнесе чаще строится корпоративная культура семейного типа, в большом бизнесе ― более коллегиальная корпоративная культура. Большой бизнес не терпит семейных отношений, это больше партнерство.

  1. СКОРОСТЬ И ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯМ

Малый бизнес лучше выживает в периоды кризиса, чем большой, потому что способен быстро переориентироваться согласно изменениям среды, которая стала иной. Большой бизнес часто ожидает возврата ситуации и готов ждать, а не меняться.

На медицинском рынке большая часть организаций строится по принципу малого бизнеса. Это относится не только ко всем небольшим предприятиям, но и к основной массе больших клиник. Малое количество предприятий, построенных по принципу большого бизнеса, связано с относительной «молодостью» рынка, дефицитом сотрудников, способных управлять большими предприятиями, малой образованностью собственников и руководителей в вопросах менеджмента, достаточностью рынка в связи с малой конкуренцией.

Малый бизнес не вырастет в большой. Очень редко малый бизнес становится большим, а большой бизнес становится малым. Это как из шлюпки сделать морской лайнер. Поэтому лучше решить «на берегу», какой бизнес вы собираетесь построить. Если малый, то ищите идеи, а если большой, то ищите инвестиции.

Ошибка при выборе руководителя клиники. Руководитель малого бизнеса плохо управляет большим, и наоборот ― руководитель большого бизнеса вряд ли сможет эффективно управлять малым. Не ошибитесь с выбором руководителя. Если вы сами руководитель, то создавайте ту модель бизнеса, которой сможете управлять.

Продолжение, где будут изложены рекомендации руководителю малого бизнеса, читайте в следующем номере.

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение