Skip to content

МИС для медицины: критерии выбора оптимального решения

PL

 

В настоящее время на рынке медицинских информационных систем представлено более 30 решений, однако полезных ресурсов, предлагающих независимую оценку и возможность сравнения между собой опций разных МИС, попросту нет. Редакция ПЛ решила устранить этот пробел, обратившись к эксперту МИС Инне Шимкив, директору по развитию и коммуникациям DOCTOR ELEKS, с просьбой помочь собственникам медицинского бизнеса разобраться в данном вопросе и дать понятные критерии выбора оптимального решения в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой клиент.

ПЛ: Какие задачи решает МИС?

И. Ш.: Медицинская информационная система сокращает временные затраты на обработку и анализ информации. Поэтому руководители выигрывают от информатизации в первую очередь. Один раз введенная информация может потом использоваться бесчисленное количество раз в различных вариациях. Чем в большей степени стандартизированы вносимые данные — тем гораздо более детализированную отчетность можно получить. А это и возможность контроля, и возможность планирования и прогнозирования. При полной информатизации бизнес-процессов руководитель в любой момент времени имеет доступ к актуальным данным и может принять решение.

Вначале для врачей медицинская информационная система — головная боль. Со временем становится удобно, поскольку набор текста сводится к минимуму. Весь текст набран и понятен другим докторам, пациенту.

Удобство для пациента в том, что печатный текст понятен, расписаны схемы приема препаратов, дозировки, длительность приема (система автоматически построит график), четко изложены рекомендации.

Продолжать можно ещё долго. Но если клиника начала работать в МИС, а потом по какой-то причине хоть на минуту остановилась, ― жаловаться придут все. МИС становится необходимой как воздух. Это удобно, это быстро, это надежно.

 

10 выгод использования МИС

  1. Возможность контроля бизнес-процессов.
  2. Возможность планирования.
  3. Информация в режиме «реального времени».
  4. Круглосуточный доступ к информации.
  5. Хранение всей информации о пациенте в облачных хранилищах или на серверах.
  6. Экономия рабочего времени за счет отсутствия необходимости вносить каждый раз данные пациента (паспортные данные, анамнез жизни и анамнез болезни, аллергоанамнез и пр.).
  7. Доступ к информации с любого электронного устройства (при наличии логина и пароля для входа в систему).
  8. Защищенность конфиденциальных данных пациента.
  9. Многоуровневый доступ к системе.
  • Интеграция с системами для проведения маркетинговой активности.

От редакции ПЛ

 ПЛ: Каковы критерии выбора МИС, пани Инна?

И. Ш.: Сейчас особенно тяжело выбрать медицинскую информационную систему. Выбор расширяется в связи с реформой здравоохранения. Есть ключевые моменты, на которых остановлюсь.

Во-первых, место сохранения данных. Будет ли это облако или сервер? В обоих случаях есть свои ограничения. Сервер нужно обслуживать, поэтому требуется специально обученный специалист. В то же время за место в облачном хранилище надо платить, и сумма платежа пропорциональна объему хранящихся данных. Чем больше данных, тем больше вы платите. Выбрав место сохранения данных, вы сузите поиск системы.

Во-вторых, размер и потребности медицинского учреждения. Если клиника до 10‒20 рабочих мест — рациональнее использовать МИС с облачным хранением данных. Скорее всего, решение будет дешевле, чем для клиник с большим количеством рабочих мест. Функционал будет лимитирован, но достаточен для успешного функционирования.

В-третьих, поддержка. Если клиника включает 20 и больше рабочих мест, активно развивается, то тут появляются дополнительные требования: наличие команды поддержки у компании-разработчика, прозрачная и гарантированная обратная связь, техподдержка в случае проблем. Обратите внимание на договор — там должно быть прописано, кто и когда поможет вам в случае «нехватки воздуха» или попросту поломки, сбоя, вируса. Этот пункт часто является тем краеугольным камнем, почему не складывается работа между клиникой и МИС. До начала работы нужно понимать, сколько реально работает людей у компании-разработчика. Какие дополнительные «плюшки» вы можете получить: инструкции, обучение вживую, возможность вносить изменения в программу, каналы коммуникации (в том числе системы постановки задач), доступность инноваций.

В-четвертых, обновление программы. Как часто происходит, можете ли вы влиять на наполнение программы. Получаете ли вы описание изменений и так далее.

В-пятых, клиенты МИС. Поинтересуйтесь, сходите «в гости» в клиники, где работает та или иная МИС. Никто вам не расскажет больше, чем вы сможете увидеть и услышать сами.

ПЛ: Каков требуемый уровень навыков, компетенций персонала, работающего с МИС?

И. Ш.: Пользователь должен уметь работать с компьютером. Для работы с МИС не требуется специального образования. Тем более перед началом работы с программой команда МИС должна провести обучение.

Если человек до этого не работал за компьютером, то адаптация займёт больше времени. Хотя у нас был и такой опыт. Ми начинали обучать с азов использования компьютера, а потом переходили к обучению по программе. В частных компаниях такое ― редкость, большинство уже давно пользуется компьютерами. В государственной сфере через два года это будет стандартом для всех. Реформа коснется всех. Сейчас информатизация идет колоссально быстрыми темпами.

ПЛ: Каковы возможности внесения индивидуальных изменений в МИС под бизнес-процессы конкретной клиники?

И. Ш.: Зависит от клиники и вИдения относительно дальнейшего развития. Если МИС — это всего лишь «перестать писать на бумаге», то это один подход. Вы можете купить разработанное решение и пользоваться. Не факт, что вам понадобятся изменения.

Более интересно говорить о медицинских учреждениях, которые готовы информатизировать свои процессы. Тут однозначно нужно будет обращаться к разработчикам. Из нашего опыта, клиники очень разнообразны. Имеют свои особенности и требуют доработок функционала «под себя».

Мы также отмечаем существенные изменения в сервисных запросах клиник. Если даже предлагается стандартное решение — клиенты хотят участвовать в изменениях. Просто «коробочное решение» стало неинтересным.

ПЛ: Бюджет для установления МИС и ежемесячный бюджет использования: как забюджетировать затраты?

И. Ш.:  На рынке живут разные форматы финансового сотрудничества с МИС. Кто-то предлагает аренду системы, в некоторых случаях программа закупается единоразово.

Если оплата помесячная или ежегодная, то нужно забюджетировать эти платежи на регулярной основе. В этом случае рекомендую зафиксировать в договоре сумму регулярного платежа. Это поможет подстраховаться от финансовых манипуляций в будущем.

Если программа закупается единоразово, то основная статья расходов ― закупка программного обеспечения и внедрение. Касательно разбивки суммы по платежам уже можно общаться с представителем МИС, но сумма одна, и она вам будет понятна ещё в начале сотрудничества.

 На бюджетирование также влияет формат хранения данных, на котором остановится клиника:

  • Если это облако, то платежи будут ежемесячные или ежегодные.
  • Если это сервер, то платёж будет более объёмным, но одноразовым.

Плюс это разные статьи затрат ― так называемые OpEx или же CapEx.

Инна Шимкив

 

Также в бюджет на год нужно заложить сумму на техническую поддержку и сумму на дополнительные разработки. Когда клиника активно развивается, то часто хочет дополнять систему новым функционалом.

ПЛ: Кто ответственный в клинике за внедрение МИС?

И. Ш.: Для коммуникации с МИС рекомендую выделять два человека от клиники и поделить три роли между ними. Один человек — ответственный за медицинскую часть. Другой — IT-специалист. Обычно кто-то из них берет на себя роль координатора по работе с МИС.

Координатор по медицинской части собирает, унифицирует и согласовывает изменения по медицинской документации.

IT-специалист ― человек, который поддерживает нормальную жизнедеятельность технической стороны работы клиники и коммуницирует с МИС по техническим вопросам.

Координатор по работе с МИС ― человек, который держит на контроле все вопросы во взаимодействии МИС — КЛИНИКА. От процесса внедрения до решения срочных запросов, улаживания несогласованностей. На координатора возлагается важная для обеих сторон миссия. От его вовлечённости и системности будут напрямую зависеть сроки внедрения.

ПЛ: Какие вопросы может решить служба поддержки разработчика МИС?

И. Ш.: Зависит от запроса, необходимости. Служба поддержки может как полностью сопровождать медицинское учреждение, так и решать исключительно вопросы доработок в системе. Спектр очень широкий, и «цена вопроса» тоже разная. У нас есть пример, когда весь город сопровождает команда из трех работников, предоставленная городом, при этом к нам минимум вопросов. Есть ситуации, когда мы ведем клинику на 20 рабочих мест полностью ресурсами собственной команды поддержки. В первом случае цена поддержки низкая, во втором высокая. Разница в 7 раз может быть.

Услуги варьируются и могут включать:

  • непосредственно настройки, необходимые для работы в программе (права, роли в программе, настройка графиков, ведение документации, формирование отчетов, проведение оплат, отчеты и т. д.);
  • интеграцию медицинского оборудования (МРТ, КТ, УЗД), лабораторных анализаторов и т. д.;
  • интеграцию внешних систем 1С, телефонии Binotel, Asterisk, Sunflower, Stream Telecom и т. д.;
  • проведение обновлений программы;
  • проведение резервного сохранения данных;
  • помощь IT-специалисту и обучение, консультации касательно возможностей и настроек программы.

ПЛ: Какие ошибки при выборе МИС наиболее часты и значимы?

И. Ш.: Вы всегда будете принимать решение между ценой и явными атрибутами МИС (функциональностью, сервисами, отзывами и т. д.). А это не простой выбор. Чтобы сделать правильный выбор МИС, узнайте как можно больше о компании, просмотрите сайт, почитайте отзывы, узнайте, кто разработчики/основатели. На этапе подписания договора обратите внимание на следующие пункты: о технической поддержке, о срочных запросах и куда обратиться в критической ситуации, кому принадлежат данные, каким образом данные защищены, возможны ли доработки.

ПЛ: МИС экономит или тратит деньги?

И. Ш.: МИС экономит и зарабатывает. При умелом подходе.

ПЛ: Доктор Элекс: кому, зачем и почему именно она?

И. Ш.: Doctor Eleks ― самая распространённая МИС среди большинства больших частных клиник и медицинских сетей страны Украины.

В прошлом году мы расширили портфель продуктов и предлагаем решения для небольших медицинских кабинетов, мы также очень активны в реформе ― выделенная команда занимается разработкой функционала под реформу.

Команда Doctor Eleks. Тут остановлюсь детальней. В МИС работают люди, которые любят свое дело. У нас напряженная работа, но мы знаем, что за нашими задачами, нескончаемым потоком вопросов и ответов всегда есть пациент, который ждет помощи. Скорость, качество и функциональность ― все это помогает, спасает и поддерживает.

Мы много работаем над сервисными составляющими ― у нас построены разнообразные каналы связи с клиентами. У нас есть контакт-центр, команда технической поддержки, справочная система, плановые визиты в клиники.

МИС Doctor Eleks имеет самые широкие функциональные возможности. Без преувеличения. Система позволяет действительно создать единое информационное пространство в клинике. Это осуществляется благодаря перечню модулей, интеграционным возможностям и инновациям. По сути, Doctor Eleks ― хаб данных клиники.

Инновации — это отдельная тема. Doctor Eleks разработала решение для работы клиники со страховыми компаниями. Web-клиент, мобильное приложение, телемедицина, онлайн-консультации, дашборды и т. д. Мы не останавливаемся. Вместе с запросами клиентов мы изменяемся и растем.

Беседовала Елена Труш

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение