Skip to content

Медицинский бизнес в Украине: тенденции инвестирования

PL

 

Медицинский бизнес в Украине: тенденции развития и инвестирования

Поиск источников финансирования чрезвычайно важен для открытия или развития любого бизнеса, в том числе медицинского. Сколько, где и как? Каковы возможности и условия? Чем отличаются украинская и западная модели инвестирования? Что нам стоит заимствовать и развивать? Вопросы далеко не праздные. Разобраться в них поможет основатель и управляющий партнер консалтинговой компании BFC (Business Format Consulting) Сергей Апальков.

Редакция ПЛ начинает цикл интервью с Сергеем Апальковым об особенностях инвестирования медицинского бизнеса в Украине. В настоящем номере речь пойдет об основных тенденциях развития отечественного рынка частной медицины и условиях привлечения инвестиций.

ПЛ: Можно ли оценить в денежном выражении объем медицинского рынка Украины ― государственной медицины и частной медицины? Есть ли на сегодняшний день такие данные?

С. А.: Действительно, с общей статистикой деятельности предприятий медицинской сферы можно ознакомиться в официальных источниках Госкомстата. Так, по последним данным, в 2017 году наблюдался рост объемов реализованных услуг на 28%. При этом прирост в малом бизнесе (услуги, оказываемые физическими лицами ― предпринимателями) был наиболее существенный (+34%). Данный сегмент составляет до 20% рынка. Что касается доли государственной медицины, то, по нашим оценкам, она ежегодно снижается и составляет порядка 11‒15%. Однако следует отметить высокую непрозрачность рынка, когда в государственной медицине теневая составляющая значительно превышает таковую в частной и реальные объемы могут быть значительно выше.

ПЛ: Какова динамика роста медицинского рынка Украины? Какую долю от общего медицинского рынка занимает частная медицина?

С. А.: Рынок растет, динамика положительная. В 2017 рынок показал прирост 28%, в 2018 году мы также ожидаем положительную динамику на уровне +18%. При этом доля частной медицины составляет примерно 80‒85% (по официальной статистике, примерно 70% ― с корректировкой на теневой сектор). В 2017 году наибольший прирост наблюдался в реализации стоматологических услуг (+43%).

ПЛ: Сколько на частном медицинском рынке крупных игроков? И какова их общая доля?

С. А.: В 2017 году рынок сферы здоровья насчитывал порядка 4,3 тыс. компаний и 17,7 тыс. предпринимателей. При этом, если анализировать обороты компаний, то на первые ТОП-5 приходится до 14% рынка в течение последних трех лет. Это позволяет сделать вывод, что уровень концентрации на рынке крайне незначителен. В ближайшие годы рынок медицинских услуг будет наращивать привлекательность для внутренних и внешних инвесторов. В скором времени мы будем наблюдать сделки слияний, поглощений и укрупнений.

Компания Доля, %
ТОВ «Сінево Україна» 5,5
ТОВ «Медікс-рей інтернешнл груп» 2,4
ТОВ «МЛ «ДІЛА» 2
ТОВ «Медичний центр «Добробут-поліклініка» 2
ТОВ «Ісіда-ІVF» (підприємства з іноземними інвестиціями) 2

ПЛ: Каков объем инвестиций в развитие частной медицины?

С. А.: Весь объем инвестиций в медицинскую сферу оценить довольно сложно, поскольку нет специализированной статистики на эту тему. Однако есть косвенные признаки того, что ежегодно происходит значительный прирост инвестиционных потоков. Во-первых, растет количество предприятий медицинской сферы: так, в 2017 году их количество возросло почти на 10%. Во вторых, происходит рост капитальных инвестиций: в 2017 году, только по официальным данным, их рост составил +77%, а по итогам 2018 года ожидается на уровне +39%. В третьих, наблюдается ежегодный прирост стоимости активов предприятий: +26% в 2017 и ориентировочно +12 в 2018году. Как мы уже отмечали, медицинская сфера показывает хорошие финансовые результаты, и это привлекает новых инвесторов.

ПЛ: Каково соотношение в данном сегменте иностранных и отечественных инвестиций? Что преобладает (деньги иностранных партнеров, отечественный капитал, кредиты и т. п.)?

С. А.: Соотношение иностранных и отечественных инвестиций очень разнится в зависимости от размера бизнеса. В сегменте мелкого и среднего ― это в основном отечественный капитал. Что касается крупного, то в большинстве случаев бизнес принадлежит иностранным бенефициарам.

ПЛ: Каков диапазон размеров инвестиций в данный рынок («от» и «до» ― в гривнах/долларах/евро)?

С. А.: Специфика бизнеса в том, что медицинское оборудование очень дорогое. Поэтому существует барьер входа на рынок ― минимальное оснащение клиники с наиболее популярными направлениями (терапевт, уролог, гинеколог) на уровне от 40‒50 тыс. долларов. Кроме того, есть требования по помещениям и персоналу. Также стоит отметить, что рынок прошел ту стадию, когда достаточно было только выходить с медицинскими услугами по качеству «лучше государственных». Сейчас все более значимыми становятся маркетинговая стратегия, правильная сегментация и концепт клиники.

ПЛ: Каковы, на ваш взгляд, причины, сдерживающие развитие частного медицинского рынка?

С. А.: Я думаю, есть очевидные проблемы на рынке медицины ― это и слабая развитость медицинского страхования, и непоследовательная государственная политика относительно медицины, и отсутствие качественного финансового предложения со стороны банков, лизинговых компаний для медицинской сферы и т. д. Однако, последние исследования в сфере развития предпринимательства в разных странах показали, что успех в бизнесе не обязательно происходит в условиях наибольшего внешнего благоприятствования. Важен внутренний настрой на преодоление препятствий, маркетинговая и финансовая грамотность собственников медицинского бизнеса. Здесь актуальными являются всевозможные образовательные мероприятия, тренинги, учебные программы по бизнес-администрированию именно в медицинской сфере.

ПЛ: Расскажите об условиях, необходимых для получения инвестиций для развития медицинского бизнеса.

С. А.: Как и в любом бизнесе, одним из основных факторов успеха в привлечении инвестиций являются вера и упорство в реализации проекта основателей бизнеса, способность брать ответственность и доводить до конца начатое. Это обязательный фон, на который уже ложатся продуманность маркетингового плана и эффективность финансовых показателей. На рынке медицинского бизнеса существует несколько типов источников привлечения финансирования, и в каждом случае условия будут разные. Это и ангельское финансирование, венчурные фонды, инвестиционные компании, банки и даже краудфандинговые платформы.

ПЛ: Как получить инвестиции для развития медицинского бизнеса?

С. А.: Прежде всего, необходимо составить бизнес-план, в котором детально продумать не только финансовые показатели, а и маркетинговую стратегию медицинской клиники, определить свои конкурентные преимущества и целевую аудиторию. Даже если вы давно работаете на рынке и считаете, что бизнес-план ― это формальный документ, мы рекомендуем четко зафиксировать в нем конечный желаемый результат, то есть то, как должен выглядеть ваш медицинский бизнес с привлеченными инвестициями. Это позволит правильно позиционировать себя среди инвесторов и отсечь неприемлемые концепты. Далее обязательно разрабатываем стратегию финансирования проекта, где определяем возможные источники в зависимости от характера инвестиционных затрат.

Медицинский бизнес в Украине сейчас находится на этапе стремительного развития. Мы можем говорить о предпосылках капитализации рынка в ближайшем будущем, насыщении его капиталом. Налицо тенденция к укрупнению игроков, слияниям и поглощениям. Наконец, операторам медицинского бизнеса открывается совершенно новый канал привлечения инвестиций ― краудинвестинг. Мы обязательно расскажем об этом в следующих номерах.

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение