Skip to content

Медицинские информационные системы: как выбрать

PL

Одной из сложных задач, стоящих перед будущим собственником медицинского центра или клиники, является выбор медицинской информационной системы (МИС). МИС ― это программное обеспечение, без которого сложно представить работу современного медицинского центра. Однако системно изложенной информации по данному вопросу в открытых источниках редакция ПЛ не обнаружила и потому решила обратиться к одному из самых авторитетных экспертов ― Елене Лепешиной, СЕО и руководителю консалтинговой компании OLCG.

 

ПЛ: Елена, первый вопрос прозвучит просто: что такое медицинские информационные системы ― МИС, и зачем они нужны?

Е.Л.: МИС, или хоспиталс-системы, ― это системы автоматизации документооборота для ЛПУ, в которых объединены система поддержки принятия медицинских решений, электронные медицинские карты пациентов, данные медицинских исследований в цифровой форме, данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов, средства общения между сотрудниками, финансовая и административная информация. Все эти данные нужны для учета медицинской составляющей и операционной деятельности, а также для управленческого и финансового учета.

ПЛ: Какие бывают МИС по функционалу?

Е.Л.: В зависимости от того, насколько она велика и сколько функций предполагает, МИС может относиться к категории «больших» или «малых» МИС. Если мы говорим о большой МИС (полноценной), то она покрывает не только сферу учета, но и сферу управления ресурсами. У каждой клиники есть определенные ресурсы ― например, помещения (кабинеты, палаты, операционные и т.п.), персонал (врачи, медсестры и т.п.), медицинское оборудование, и все это вместе создает услуги. МИС позволяют управлять этими ресурсами. Так, например, вы можете создать запись на прием к врачу, в кабинет или на оборудование. В зависимости от необходимости или желания пациента. Далее группа ресурсов материальных ― то есть тех, которые используются при предоставлении медуслуги. МИС (не все, правда, но в большинстве случаев) имеют блок складского учета. Этот блок позволяет покрывать процесс оприходования материалов на склад, их распределение по кабинетам, операционным и другим помещениям, а также списание и контроль остатков ― если мы говорим об учете ресурсов.

Таким образом, у нас есть ресурсы как таковые, у нас есть факт или план использования этих ресурсов, у нас есть сам факт предоставления медицинской услуги, и мы знаем, где и кем она предоставляется, какие материальные ресурсы при этом используются, ― и вот из всего этого мы можем сделать статистику. Статистика ― это результат, который мы получаем при использовании нашей медсистемы в деятельности медицинского центра.

ПЛ: Какие отчеты генерирует система медучета, и какие показатели можно мониторировать?

Е.Л.: По сути, любая МИС должна уметь генерировать любые отчеты, которые вы хотите. Основная сложность состоит в том, чтобы человек четко понимал, КАКУЮ ИМЕННО информацию он хочет получить от системы. Потому что отчет ― это результат выгрузки данных, и генерация отчетов зависит от того, какие данные вы исходно планируете вносить в систему. Данные могут касаться профиля пациентов, оценки эффективности некоторых маркетинговых акций… Да чего угодно ― в зависимости от настроек! Вы можете оценивать объем продаж услуг, частоту покупки, эффективность направления, активность врача. Это как конструктор.

ПЛ: Она настраивается, эта система?

Е.Л.: Все МИС настраиваются, и при работе с любой из них нужно подстраивать систему «под себя». Обычно ее настраивают те, кто ее внедряет, или специально обученный человек из числа персонала клиники.

ПЛ: Если говорить о малых медицинских предприятиях, где собственник часто выступает еще и специалистом (врачом), то, скорее всего, у него нет глубоких знаний о способах настройки МИС? Что делать в таком случае?

Е.Л.: Тогда нужно приобретать небольшие коробочные версии, в которых уже имплементированы определенные наборы отчетов. Эти системы нужно тщательно изучать на этапе выбора МИС. Все МИС отличаются между собой функционалом. Я бы условно разделила их на «большие» и «малые». «Большие» ― это такие многофункциональные МИС, ресурса которых хватает для использования в многопрофильных медицинских центрах разного масштаба, в сетях клиник или крупных больницах. Они подходят для медучреждений, где существует много разных видов ресурсов и большой поток пациентов. Поэтому такая система перерабатывает, хранит и анализирует большой объем данных, и она должна иметь возможности, чтобы эффективно с ними работать. К таким системам я бы отнесла Доктор Элекс, EMCiMED, МЕДУЧЕТ. Сейчас на рынок Украины вышел новый программный продукт ― DocDream. Его разработчики ― это авторы программы МЕДУЧЕТ. Но они обрели опыт и в новой системе значительно доработали функционал. Есть еще МЕДИАЛОГ, но это российский продукт, и его большого распространения на нашем рынке я не вижу, чему есть целый ряд причин, прежде всего ― наличие достойных украинских МИС. МЕДИАЛОГ используют те, кто давно, еще в начале 2010-х устанавливал его в качестве МИС. Существуют также локальные МИС ― системы, разработанные под конкретный медицинский центр.

Также есть такие сервисы, как, например, Helsi.me и Поліклініка без черг. Они появились в связи с реформой здравоохранения и разрабатывались не под потребности частной медицины. Разработчики Helsi.me понимали, что модели частного и государственного здравоохранения отличаются. Эти системы легкие, красивые. Но у них есть еще над чем работать. Я бы оставила их как некий промежуточный вариант между полноценными МИС и определенными сервисами.

«Малые» МИС ― это такие программы, как, например, MedExpert. Это небольшое коробочное программное обеспечение, которое в принципе покрывает потребности медицинских ФОПов или кабинетов приема. Там есть опции встроенных отчетов.

На наш рынок пытались выходить иностранные компании, в частности SAP. Это большие системы, которые работают с СRМ-системами. У них есть надстройка для HealthCare. Кроме них, пытались заходить и израильтяне, и Индия, и даже IBM. Однако особого результата не получилось, поскольку для Украины это очень дорогие системы. Так, например, только ядро системы может стоить около 50 тысяч евро. Плюс еще настройка, обучение и кастомизация (индивидуализация под нужды конкретного потребителя) могут удвоить эту цифру.

Главное, что я хотела бы подчеркнуть: системы медучета и СRМ ― это разные системы. На рынке есть энтузиасты, которые пытаются эти системы соединить, но успеха они пока не добились. МИС ― это системы учета и управления ресурсами (операционная деятельность), СRМ ― это управление потоками клиентов (продажи и маркетинг). Есть еще третья категория систем, которая относится к сфере аналитики, ― Business Intelligence, которая позволяет объединить данные из двух систем в единую картину.

ПЛ: Каковы требуемые параметры оборудования для установки системы медучета?

Е.Л.: Каждая МИС имеет перечень минимальных требований к компьютерному обеспечению. При покупке МИС кому-то понадобится серверная, а кому-то будет достаточно просто компьютеров. Однако при внедрении МИС в клинике существуют еще определенные требования к сети. Нужны не только сами компьютеры, но и их же затем необходимо соединить в сеть. Но это несложные, легко решаемые технические задачи.

ПЛ: Существуют ли особые требования, касающиеся сбора, хранения и контроля конфиденциальных данных пациента?

Е.Л.: Безусловно! Любая система должна быть обеспечена контролем уровней доступа, устойчивостью к взломам системы и гарантировать надежную защиту персональных данных пациентов. Настройка уровней доступа позволяет ограничивать доступ как отдельному пользователю, так и группе персонала.

ПЛ: Каков должен быть уровень пользовательских навыков персонала?

Е.Л.: О, это сложный вопрос! Уровень пользовательских навыков наших кандидатов часто оставляет желать лучшего, но для работы с программными МИС человеку нужно просто уметь работать с клавиатурой и выполнять простые алгоритмизированные действия.

ПЛ: Отличаются ли между собой системы медучета для малого и большого бизнеса, и каковы критерии выбора?

Е.Л.: На самом деле универсального решения не существует. В каждом медицинском центре есть своя специфика, свои бизнес-процессы и свои, условно говоря, «пользовательские предпочтения». Поэтому я рекомендую перед внедрением той или иной МИС оценить функционал нескольких МИС и подобрать то, что наиболее соответствует конкретным потребностям. У каждого поставщика МИС есть демоверсии, поставщики проводят демонстрацию своего продукта, помогают разобраться и принять решение, соответствующее потребностям бизнеса данного клиента. Самое главное, что необходимо сделать до внедрения МИС, ― это прописать бизнес-процессы и сопоставить: а вот это делает система медучета или нет? И двигаться дальше, выясняя возможности конкретной МИС и сопоставляя с теми требованиями, которые вы собираетесь к ней предъявлять.

 

Совет № 1: Прежде чем выбирать МИС, сначала визуализируйте бизнес-процессы!

 

ПЛ: Возможна ли такая ситуация: установка одной системы, а потом переход на другую?

Е.Л.:  Теоретически ― возможно, но практически ― слишком дорого. И дорого не только в деньгах. Перевести данные из одной системы в другую ― очень и очень дорого! Это будет в разы дороже, чем просто установить более дорогую систему. Весь персонал клиники должен быть задействован в процессе переноса данных из системы в систему. Более того, какое-то время сотрудникам клиники придется работать одновременно в двух системах! Это приведет к сбоям в работе, эмоциональному выгоранию сотрудников, и, вероятнее всего, часть данных при переносе будет утеряна. У разных систем разный интерфейс, разное ядро, разный подход в программировании, разная структура данных, разная логика внутренней связи данных…

 

Совет № 2. Тщательно выбирайте свою МИС ― второй шанс может стоить очень дорого!

 

ПЛ: Стоит ли брать программный продукт «на вырост», если на момент открытия медцентра еще нет потребности в масштабном функционале МИС?

Е.Л.: Все зависит от стратегии. В каком направлении будет работать клиника, каким видит будущее своего бизнеса собственник и как оценивает свои силы. Технологии развиваются, становятся все более легкими в использовании, и, возможно, через несколько лет программные решения будут совершенно иными. Сейчас есть выбор. Более того, некоторые системы предлагают покупку помодульно. Какие модули нужны ― те и можно покупать, конструируя МИС под свои потребности. Еще один критерий, по которым выбирают, ― это стоимость. Есть три вида стоимости: первый ― это покупка лицензии. Один раз купил и пользуешься, не делая больше никаких оплат разработчику. Второй вид оплат (он был и раньше) ― это оплата за итерацию. Если для медцентра дорого покупать лицензию за 300─400 долларов, то в таком случае оплата рассчитывается, исходя из количества записей, сделанных в системе за определенный период (например, за один месяц). Третий вид оплат используют облачные сервисы (например, HealthyMe) ― оплата идет за каждого пользователя, или один раз в месяц, или один раз в год. Это IBM-ская модель оплаты, и она также существует у некоторых МИС.

ПЛ: Как разделен рынок между МИС? Есть ли такая информация?

Е.Л.: По моим данным, МИС Доктор Элекс установлена примерно в сотне клиник, из них меньшая часть ― частные медцентры, а большая часть ― крупные госклиники. У МЕДУЧЕТа примерно сотня клиентов, у MS Med ― примерно 30, а у новой МИС DocDream ― 2 клиента. Не стоит забывать, что есть еще локальные (индивидуальные) МИС, разработанные для конкретных клиник.

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение