Skip to content

Кибербезопасность: что нужно знать? Часть 1

PL

Кибербезопасность: что нужно знать? 

ЧАСТЬ 1. УГРОЗЫ И РИСКИ ЦИФРОВОГО МИРА

Войдя в эпоху цифрового мира, человечество незаметно для себя подошло к краю пропасти, имя которой ― киберпреступность. Помимо нефатальных, на первый взгляд, угроз, для пользователей Сети существуют смертельные опасности. Осведомлен ― уже вооружен. Информация, изложенная ниже, поможет вам избежать самых распространенных ошибок и вовремя распознать действия киберпреступников и мошенников.

НАШ МОЗГ ― ПРЕДАТЕЛЬ?

Человеческий мозг так устроен, что недостающую информацию он домысливает, «дорисовывает», чтобы сложить понятную и объяснимую для себя картину мира или происходящих событий. Естественное желание человека контролировать ситуацию заставляет мозг в непонятной для себя ситуации искать недостающие «пазлы», однако зачастую это свойство оказывает медвежью услугу. Это явление можно легко проверить на примере оптических иллюзий (см. картинки). Т. н. «информационные лакуны» заполняются домыслами на основе когнитивных стереотипов индивидуума и социума.

ПРЕДПОСЫЛКИ БЕСПЕЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СЕТИ

Иллюзию безопасности в Интернете создает убеждение большинства пользователей в том, что здесь можно сохранять анонимность своего присутствия. На самом деле это далеко не так, и даже в режиме «инкогнито» вы оставляете цифровой след. Опытным киберпреступникам не представляет труда вычислить вас с любого IP-адреса, взломать электронный почтовый ящик на любом почтовом сервере, получить доступ ко всем вашим личным данным, файлам и паролям, банковской и медицинской информации. Благодаря эффекту виртуальной коммуникации люди в Сети обычно более раскрепощены, открыты и искренни, что делает их положение более уязвимым. Атмосфера доверия и интимности предрасполагает к добровольному предоставлению пользователями персональной информации*.

Во время общения с виртуальным собеседником человек формирует для себя идеализированный образ, бессознательно наделяя своего визави позитивными качествами. Почему это происходит? В первую очередь, потому, что при живом общении человек всего лишь 7% информации получает благодаря вербальной коммуникации, а остальная часть поступает к нему по другим каналам сенсорики: запах, внешний вид, манеры, ухоженность, жестикуляция, артикуляция, тембр и тональность голоса, скорость речи, мимика и пр. Всего этого он лишен при виртуальном общении, за картинкой аккаунта (фото профиля) может скрываться абсолютно другой персонаж. Не имея достаточно информации, мозг человека «домысливает» ее себе сам.

Мнимая безопасность также поддерживается иллюзией персонального контроля пользователя (человек думает, что в любой момент он может покинуть Сеть, выключив компьютер, отключив мобильный интернет или заблокировав нежелательного пользователя). Опять-таки это совершенно не так. Кроме того, определенную роль играет возможность легкого преодоления табу и моральных запретов, что объединяет людей на почве общности интересов и создает атмосферу круга единомышленников. Преступники часто заманивают своих потенциальных жертв в пограничные в отношении общественной морали тематические сообщества, а далее, используя методики психологического воздействия, управляют поведением жертв. Кажущаяся безнаказанность антисоциального поведения, «виртуальность» преступлений формируют почву для совершения реальных преступных действий с нанесением вреда себе или другим людям.

* 52% пользователей социальных сетей делают открытыми большинство своих персональных данных, включая пол, возраст, дату рождения, домашний адрес, свои контактные телефоны, эл. адреса, имена детей и пр. Пользователи публикуют в своих аккаунтах информацию о своем ежедневном графике и рутинной деятельности, путешествиях, покупках, местах отдыха и социальном положении. 9% пользователей соцсетей заявляли, что их аккаунты хотя бы раз взламывались, а личная информация похищалась и была использована в преступных целях.

ВАШИ ЭМОЦИИ ― ВРАГИ ВАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Под влиянием эмоциональных факторов критичность мышления падает, и поэтому решения, принимаемые в состоянии сильного эмоционального волнения или потрясения, как правило, играют мошенникам на руку. Манипуляция поведением жертвы, осуществляемая преступниками как онлайн, так и офлайн, происходит путем вызывания у жертвы разнообразных эмоций: страха, ужаса, отвращения, негодования, злости, ненависти, ревности, алчности и пр.

Говоря о кибербезопасности, в основном имеют в виду формат аудио-, фото- и видеоконтента, а также текстовых сообщений. Определенным образом скомпонованная информация, транслируемая в определенном режиме, может вводить пользователя в трансовое состояние, в котором происходит программирование сознания. Так, например, легкое торможение работы центральной нервной системы у детей наступает через 15‒20 минут стимуляции, а у взрослых того же эффекта можно достичь через 40‒45 минут. Симптоматика трансового состояния ― уменьшение частоты моргания, застывший взгляд, замедление дыхания и пульса, замедленная реакция на происходящее вокруг, «погружение» человека в экран гаджета. В этом состоянии уровень критического анализа информации резко падает, и человек становится практически беззащитным перед методиками внушения.

Продолжение следует.

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение