Так давно сложилось, что врачи узких специальностей, как правило, зарабатывают больше, чем врачи первичного звена. Уже на старших курсах каждый студент медицинского ВУЗа мечтает быть узким специалистом, а в участковые терапевты или семейные врачи государство «заманивает» обещаниями проиндексировать зарплату на коэффициент в 1,5 ставки. Однако желающих все равно немного—ведь даже если смешную зарплату умножать на 1,5, то она от этого менее смешной, увы, не становится.
Да, более высокие гонорары узких специалистов — это сильные мотиваторы, с которыми трудно спорить. Однако у врача первичного звена есть бесценный ресурс, в котором таятся огромные возможности, — население обслуживаемой территории. И нет смысла конкурировать за гонорар с узким специалистом. Даже если семейный врач решит проблему пациента, которую должен решать узкий специалист, сумма гонорара будет все равно ниже. Это связано с восприятием пациента статуса врача первичного звена. Для того чтобы не отбирать у коллеги «кусок хлеба», а заработать больше, необходимо обеспечить пациенту уникальный сервис, который удовлетворит максимум его потребностей. Такое обслуживание пациента, при котором максимально учитываются многие составляющие успешного лечения, неизбежно связано с выявлением индивидуальных потребностей пациента. Именно поэтому врачи первичного звена, которые многие годы обслуживают одних и тех же людей своего участка, находятся в самом выигрышном положении.
Чего же ожидает клиент от врача первичного звена и кем он его видит?
Врач первичного звена в сознании потребителя — это специалист, решающий административные вопросы (больничные, справки, выписки, заключения), а также небольшие проблемы со здоровьем. Именно стереотип потребителей, что они могут и самостоятельно решить небольшие проблемы со здоровьем, значительно снижает ценность услуги врача первичного звена и уменьшает сумму гонорара за оказанную услугу или проведенную консультацию. Более того, несмотря на декларируемую практически каждым членом общества ценность здоровья, истинной заботой о его сохранении обременены единицы. Наше общество еще не считает здоровье капиталом, за возвращение и сохранение которого необходимо платить высокую цену. Чаще всего пациент обращается к врачу первичного звена для того, чтобы подтвердить свои догадки о диагнозе или убедиться в правильности схемы самолечения, или же в случае утяжеления течения заболевания. Тот пациент, который платит гонорар своему участковому доктору, претендует на врача как на источник информации о медицине, как на точку входа в систему для решения своих проблем, как на медицинского гида и путеводителя в дебрях медицины. Однако сам участковый или семейный врач отмахивается от этой функции, как от назойливой мухи. И зря! Полный «патронаж» пациента со стороны семейного доктора результативен для обеих сторон. Не позволяйте своим пациентам бродить в поисках хорошего специалиста, который может решить их проблемы, а организуйте и направляйте эти потоки. Находите для каждого пациента и клиента оптимальный по показателю цена / качество вариант получения медицинской помощи и медицинских услуг, стройте договорные отношения с коллегами и создавайте систему получения гонорара. Выбирайте лучших специалистов и предоставляйте своим пациентам качественный сервис на всех этапах. Это именно тот козырь в руках врача первичного звена, с помощью которого можно стать обеспеченным человеком, помогая клиентам получить высококачественную медицинскую помощь. Если хотите достичь успеха и стать богатым, используйте все преимущества должности врача первичного звена. Любите своих пациентов, старайтесь глубже узнавать их потребности, трудитесь и каждый день улучшайте качество своих услуг.
Виктор Труш, шеф-редактор