Skip to content

15 УГРОЗ БЛАГОПОЛУЧИЮ МЕДИЦИНСКОГО РЫНКА УКРАИНЫ.

PL

Пока государственная медицина находится в глубоком нокдауне от происходящей реформы, стать ее полноценной заменой стремится рынок частной медицины. Вызывающее беспокойство у собственников медицинского бизнеса обострение конкуренции — это только «верхушка айсберга». Кроме этого явления, есть целый ряд обстоятельств, угрожающих благополучию медицинского бизнеса в Украине. Учитывайте их при формировании и оптимизации бизнес­модели.

  1. Реформа здравоохранения. Коммерциализация деятельности бывших госклиник приведет к тому, что у частной медицины появится глобальный конкурент, имеющий гораздо больше ресурсов, чем у всей частной медицины вместе взятой. В активной фазе реформы государственные учреждения начнут активно конкурировать между собой и с частными клиниками за пациентов. Конкуренция будет не между врачами, как сейчас, а между клиниками.
  2. Инфляция доверия к отечественной медицине у населения Украины. Усиливает эту тенденцию Минздрав и правительство, проводя публичные кампании по борьбе с «врачами­коррупционерами», в ходе которых происходит подмена понятий «неправомерная выгода» (гонорар, то есть) на «взятку» (незаконное материальное вознаграждение, получаемое должностным лицом).
  3. «Кадровый голод»: резкий дефицит профессиональных специалистов. Система медицинского образования формальна и генерирует «кадровый балласт», не пригодный для выполнения врачебных функциональных обязанностей. Массовая трудовая миграция врачей на работу в соседние страны (Польшу, Венгрию, Чехию и пр.) привела к еще большему обеднению ресурсов профессиональных кадров. Особенно остро стоит проблема со средним медперсоналом: за 10 лет их количественный показатель на 10 тыс. населения сократился практически вчетверо. Но медицинский персонал клиник — это только часть проблемы. Аналогичный кадровый голод испытывают и другие отделы, обеспечивающие работу клиники.
  4. Высокая стоимость подготовки медицинских кадров для работы в высокотехнологичных областях медицины (общая и органная — нейро­, кардио­, эндоваскулярная, торакальная и абдоминальная хирургия, репродуктивная медицина и онкология, реконструктивная и пластическая хирургия, офтальмология, эндоскопия и лечение стволовыми клетками, генная инженерия и пр.).
  5. «Маркетинговый вакуум»: нет системы подготовки специалистов по медицинскому маркетингу, нет обучающей литературы, практически нет курсов по медицинскому маркетингу. Востребованность таких специалистов высокая, профессиональная подготовка — низкая, в результате чего шедеврами рекламы становятся билборды «Мы открылись!» Потенциальным клиентам трудно сделать выбор в пользу конкретного поставщика медуслуг, и часто их выбор сопровождается сомнениями в правильности решения.
  6. Прямое следствие предыдущего пункта — маркетинг по типу «битва нарциссов»: у кого Теслы больше, у кого врачи из Израиля, у кого врачи дипломированней, у кого корпуса поярче и палаты попросторней. Ни слова о том, у кого счастливых клиентов больше.
  7. «Безвиз»: свободный доступ к европейской медицине, которая имеет высокий индекс доверия у населения Украины. Медицина ближнего зарубежья достойно конкурирует как в ценовом, так и качественном отношении, выигрывая на уровне сервиса и искренней заботы о пациенте. Украинская медицина, особенно в сфере предоставления эксклюзивных и/или высокостоимостных услуг вступает в конкуренцию с европейскими и/или мировыми клиниками. Богатые пациенты и ранее не ограничивали свой выбор территорией Украины, а в условиях безвиза процедура получения медицинских услуг в Европе становится такой же простой, как уик­энд в Париже.
  8. Растущая экспансия зарубежных клиник и сотрудничество с украинскими врачами для формирования «исходящего» пациентского потока. Выездной медицинский туризм, телемедицина, дистанционные консультации и экспертиза медицинских документов отнимают долю кошелька украинского пациента у отечественных операторов рынка.
  9. Уменьшающееся количество платежеспособного населения. По данным GFK Ukraine, 8% (3 000 000) граждан Украины планируют трудовую миграцию в ближайшее время. По разным данным, за 2016 год уехало за рубеж 2,5–5 млн, а за 1­й квартал 2017 года — 1,3 млн украинцев. Всего планируемая миграция в этом году может составить примерно 3 млн граждан Украины. Уезжает трудоспособное население, составлявшее рыночный потенциал для медицины.
  10. Официальным заказчиком медицины становится пациент и теперь он сам несет ответственность за свое здоровье. Однако уровень знаний о принципах сохранения здоровья у наших соотечественников слишком мал для того, чтобы обеспечить качественную профилактику заболеваний. Это приведет к уменьшению профилактических потребностей населения и росту потребностей на восстановительную медицину. Пациентов станет меньше, и они станут «тяжелее».
  11. Высокая доля фальсифицированных лекарств в розничных аптечных сетях. Данная ситуация отрицательно сказывается на результатах лечения, что вынуждает пациентов обращаться в иностранные клиники и покупать лекарства за рубежом. При этом авторитет врача, клиники снижается, что в дальнейшем негативно сказывается на репутации медучреждения.
  12. Низкий уровень диагностических возможностей и зачастую эксклюзивность предоставления высокотехнологичных медицинских услуг.
  13. Низкий уровень первичной и вторичной диагностики и выявления пациентов приводит к уменьшению их количества и росту числа тяжелых и запущенных случаев, что в свою очередь дискредитирует всю медицину и уменьшает обращаемость.
  14. Отсутствие эффективной процедуры регистрации врачебных ошибок приводит к неэффективной системе гарантий от частных и государственных клиник, закономерному страху пациента перед медициной и уменьшает количество клиентов.
  15. Отсутствие эффективной системы здравоохранения является одним из немногочисленных факторов миграции населения из страны.

 

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение