Skip to content

14 трендов в современном малом и среднем медицинском бизнесе

PL
  1. Поиск новых идей

    Сейчас частная медицина мало отличается от государственной. Частные клиники занимают новые помещения, закупают более современное оборудование, обеспечивают пациентам хороший сервис, они более клиентоориентированы, однако на этом различия заканчиваются. Малый медицинский бизнес находится за этой плоскостью, и для его успеха  нужны новые идеи. Примером может послужить деятельность врача Анатолия Корнатюка, который находит лучших специалистов в своих отраслях и налаживает их коммуникацию с тяжелыми больными, которые уже лечились у других врачей, но не достигли желаемого терапевтического эффекта. Примечательно, что такая деятельность не требует лицензирования, потому что это сервисный бизнес, который не предполагает непосредственного оказания медицинской помощи. Новые идеи для медицинского бизнеса нужно искать в сфере сервиса, это не требует вложения первичного капитала, но открывает возможности для развития и роста. У пациентов есть много потребностей, которые современные частные и государственные клиники не могут удовлетворить.

  2. Монопрофильность и сегментированность внутри специальностей 

    Знать все невозможно. Человек может развиваться, либо углубляя свои знания в одном направлении и становясь в нем экспертом, либо изучая разные науки, но не превышая в их понимании среднего уровня. Сейчас системой здравоохранения предусмотрено лицензирование врачей по специальностям, например, можно получить лицензию кардиолога, невропатолога или хирурга, однако всем известно, что хирург имеет свою более узкую специализацию и не может одинаково хорошо проводить операции на сердце и головном мозге.

    Монопрофильность и углубление знаний в одном направлении позволяют врачу стать настоящим экспертом и максимально повысить качество своих услуг, что в свою очередь обеспечивает приток клиентов и успех бизнеса. В медицине уже достаточно специалистов широкого профиля, сейчас она остро нуждается в специалистах по конкретным патологиям.

  3. Тестирование идеи

    Тестирование идеи является одним из самых значимых шагов на этапе становления частной практики. Нельзя двигаться дальше, пропустив его, так как идея в результате может оказаться нерабочей. Многие не уделяют тестированию достаточного внимания, так оно требует вложения большого количества личных сил и времени. Тестирование позволяет проверить рабочая идея или нет, и если ответ положительный, усовершенствовать ее для удовлетворения потребностей потенциальных клиентов в полной мере. Одними из лучших методов тестирования являются предзапуск и предпродажа.

  4. Сегментация и портрет клиента

    Сегментация является одним из первых шагов в построении медицинского бизнеса. Она позволяет разделить целевую аудиторию на группы по разным потребностям и доверию каналам коммуникации с последующим формированием портрета клиента. При соблюдении принципа монопрофильности возникает потребность в проведении еще более глубокой сегментации рынка, чтобы выявить пациентов, нуждающихся в конкретной медицинской услуге, например, в лечении сердечной недостаточности.

    Сейчас активно развивается сфера медицинского сервиса. Чтобы создать свой бизнес, врачу необязательно заниматься диагностикой и лечением больных. Например, он может искать специалистов, занимающихся диагностикой и лечением орфанных заболеваний.  Пациентов, нуждающихся в сервисном медицинском обслуживании много, задача врача сегментировать их и создать для их привлечения правильную систему маркетинга и продаж. Чем более точный будет создан портрет клиента, тем меньше затрат потребуется на маркетинг, ведь не будет потребности охватывать неоправданно большую группу людей.

  5. Формирование продукта с WOW- эффектом

    WOW- эффект возникает у клиентов, когда они получают услугу или товар, которые значительно превосходят их ожидания, то есть получают что-то уникальное, чего раньше им не предлагали. Ваши услуги должны хотя бы по нескольким пунктам быть значительно лучше, чем услуги ваших конкурентов. Обеспечивайте высокое качество услуг и хороший сервис, удивляйте своих клиентов. WOW- эффект повысит лояльность клиентов, они вас запомнят и в следующий раз захотят обратиться именно к вам.

  6. Интернет маркетинг и мобильный маркетинг

    Раньше хороший маркетинг подразумевал использование микса, состоящего их разных маркетинговых инструментов. Сейчас весь маркетинговый микс может быть осуществлен в интернете и при правильном подходе этого будет достаточно.

  7. Лидогенерация

    Лидогенерация – это часть прямого маркетинг, а лиды – потенциальные клиенты, которые совершили определенную активность, например, подписались на блог, оставили свой электронный адрес в обмен на получение дополнительной информации. Лидогенерация позволяет направить дальнейшие маркетинговые усилия уже на конкретных людей и постепенно сделать их своими постоянными клиентами.

  8. Последовательная линейка продуктов

    Лидогенерация показывает, что потенциальный клиент заинтересовался в услуге. Сначала он может приобрести недорогую услугу, например, может прийти на медосмотр, и, если ему все понравится, он в дальнейшем обратиться за консультацией и лечением. Так постепенно с ростом доверия к компании клиент становится готовым приобретать все более дорогие услуги, и чтобы удовлетворить его потребность должна быть создана последовательная линейка продуктов с возрастающей ценностью и ценой.

  9. Пожизненная ценность клиента

    Пожизненная ценность клиента подразумевает вклад в отношения с клиентом дополнительных усилий с целью формирования лояльности и регулярного использования предоставляемых услуг. Чтобы привлечь клиента необходимо совершить ряд действий: создать услугу, организовать маркетинг и т.д. Первая покупка клиента может не оправдывать всех сил и средств, которые были в него вложены, однако дальше с повышением лояльности он будет приобретать более дорогие и ценные услуги, что в долгосрочной перспективе значительно превысит вложенные в него ресурсы.

  10. Систематизация

    Систематизация – это четкая структуризация бизнеса, создание жизнеспособной системы, которая может работать и развиваться без непосредственного участия собственника.  Систематизация подразумевает создание модели бизнеса, которая состоит из трех элементов – устойчивая модель услуга-рынок, модель маркетинга и продаж, система и процессы. Систематизация бывает линейной (неправильной), когда собственник нанимает людей, которые выполняют такие же функции, как и он, и структурной, когда описываются бизнес-процессы, формируются центры ответственности, прописываются должностные инструкции и нанимается штат сотрудников, которым делегируются разные обязанности. Проводить систематизацию необходимо с начала развития бизнеса. Это позволит изначально построить жизнеспособную быстро развивающуюся организацию. Систематизация формируется с создания бизнес-процессов.

  11. Автоматизация

    Автоматизация подразумевает передачу выполнения некоторых рутинных задач от человека к компьютеру. Например, клиника может предоставлять пациенту услугу напоминания, когда ему нужно проводить анализы, пить лекарства и т.д. Данные всех пациентов можно внести программу рассылки и организовать автоматическую рассылку писем или смс-сообщений. Автоматизация позволяет сократить количество сотрудников и обеспечить более точное обслуживание клиентов, она исключает ошибки, возникающие в результате человеческого фактора. Значительно упрощают работу и такие программы, как CRM-системы. В них можно вносить ведомости о долгосрочных задачах, данные о пациентах, сроках проведения процедур и т.д., и предварительно получать напоминания, что нужно сделать.

  12. Клиенториентированность и человекоцентризм

    Клиентоориентированость есть как в частных, так и в государственных клиниках, отличает их только уровень. В частных структурах клиентоориентированность намного выше, пациенты получают более качественную медицинскую помощь и лучший сервис, что заставляет их делать выбор в их пользу.

    Человекоцентризм является следующим уровнем после клиенториентированности. Он подразумевает осознание человека как индивидуальной личности, у которой, кроме потребности в медицинских услугах, есть и другие, более значимые для него, потребности. Человекоцентризм подразумевает построение  предоставления услуг и обслуживания клиента так, чтобы удовлетворение других его потребностей при этом не страдало. Например, пациенты, которые работают с 9.00 до 18.00, будут благодарны врачу, если он учтет это и организует прием, проведение диагностики и всего, что обычно требует посещения клиники в рабочие часы, в вечернее время.

  13. Партнерская команда

    Раньше создание любой компании подразумевало взятие на работу команды работников, способных выполнять различные функции и обеспечивать работу фирмы как целостного механизма. Сейчас для успешного ведения малого бизнеса нанимать сотрудников вовсе не обязательно, кроме того до определенного этапа этого и вовсе делать не нужно. Все больше компаний работают на основе партнерских отношений. Это значит, что вы можете найти людей, которые будут выполнять часть работы, например, делать сайт и заниматься лидогенераций, организовывать маркетинг и продажи, но не будут являться вашими сотрудниками, вы можете платить им только за конкретно выполненную работу. Точно также вы можете арендовать кабинет в частной клинике для проведения консультаций ваших клиентов, операционную с рабочим персоналом и т.д. На первых этапах всю необходимую помощь вы можете получать на основе партнерских отношений.

  14. Личный сервис менеджер

    Личный сервис менеджер – это помощник пациента, который помогает ему выполнять назначения врача. Не секрет, что большинство пациентов не выполняют всех назначений в связи с отсутствием возможности, забывчивостью и т.д. Личный сервис менеджер выступает посредником между врачом и пациентом, он напоминает пациенту, когда нужно принят лекарство, когда нужно купить новое, когда записаться на прием или сдать анализы. Личный сервис менеджер обслуживает не одного, а много пациентов. Это новый вид услуг, который еще мало кто предоставляет, поэтому его введение может быть одним из факторов, обеспечивающих WOW- эффект.

 

Маркетинговый аудит

Маркетинговая консультация

Маркетинговое сопровождение